Прокатное удостоверение национальной безопасности

Минкульт предлагает не допускать к прокату «неблагонадежное» кино

snap1012

Не допускать к прокату фильмы, «порочащие национальную культуру» и «создающие угрозу национальному единству», — такие изменения предложило Минкультуры в регламент выдачи прокатных удостоверений. Эксперты «Газеты.Ru» назвали их «безумными».

Материалы, порочащие культуру

Кадр из фильма «Дурак»
Кадр из фильма «Дурак»

На фоне успеха «Левиафана» завершение обсуждения документа под названием «Порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения» прошло, можно сказать, незаметно. Хотя одно из нововведений в нем впрямую касалось практически всего киносообщества и (если брать в самом широком смысле) всех жителей России, смотрящих, производящих и прокатывающих кино. И, в частности, картины Звягинцева, критикующей нравы власти и церкви в российской провинции.

В случае принятия нового порядка,

Министерство культуры может отказать в выдаче прокатного удостоверения фильму, который «содержит материалы, информацию, сведения, порочащие национальную культуру, создающие угрозу национальному единству и национальной безопасности Российской Федерации, а также подрывающие основы конституционного строя Российской Федерации».

По данным «Интерфакса», разработали новый регламент в Минкультуры, и он должен был вступить в действие с 1 января года. Помимо спорного пункта о подрывающих конституционный строй материалах в перечень оснований для невыдачи прокатного удостоверения вошел и пресловутый мат: фильмы с обсценной лексикой были запрещены еще летом 2014 года, когда вступили в действие соответствующие поправки в ряд законов. Но согласовать документ до наступления нового года не успели: по словам источника агентства, часть министерств не представила отзывы.

Судьба нового запрета

Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»
Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»

Примечательно, что документ, в полном соответствии с принципами «открытого правительства», был доступен сразу после разработки, в ноябре 2014 года, и уже тогда в нем имелся пункт о невыдаче прокатных удостоверений «порочащим национальную культуру» фильмам. Но в то время на него мало кто обратил внимание:

он был добавлен не в самом конце перечня (как, допустим, пункт о запрете мата в кино), а в его середине, между двумя пунктами-долгожителями, имевшимися там, кажется, еще со времен его первой редакции конца 90-х.

Но нововведение незамеченным не осталось — один из участников обсуждения (предложения не подписаны) на правительственном портале размещения информации указал, что

критерии отказа носят оценочный характер и под них можно подвести любой российский или зарубежный ;

он предложил убрать это положение, но при составлении итогового регламента его пожелание учтено не было.

Глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» рассказал, что текст регламента сейчас находится в ведомстве и в правительство еще не передан. Он указал, что в нем возможны изменения, и

не исключил, что для утверждения будет передан документ без указанного пункта. «Министерство культуры твердо стоит на позиции недопустимости цензуры», — подчеркнул чиновник.

В этом же духе выдержан и официальный комментарий Минкульта, полученный в ответ на запрос «Газеты.Ru»: «Мы обязательно всесторонне и внимательно изучим разработанный документ, проведем консультации с экспертным сообществом и постараемся учесть все мнения при его доработке. Говорить о том, что именно эта редакция будет утверждена, нельзя». Как пояснили корреспонденту издания в министерстве,

консультации будут проходить в виде заседаний рабочих групп, в которые пригласят представителей кинокомпаний, режиссеров, продюсеров, а также специалистов по законодательству и праву.

По словам источника «Газеты.Ru» в правительстве, знакомого с ходом работы над документом, предполагалось, что рассматривать фильмы на предмет элементов, «порочащих национальную культуру» и «подрывающих основы конституционного строя» и «национальное единство», будет экспертный совет при органе, который выдает прокатные удостоверения, то есть при департаменте кинематографии Минкульта.

При этом источник сообщил, что юридически точных критериев соответствия фильма инкриминируемым обвинениям у авторов документа нет,

и предположил, что в спорных случаях Минкульт сможет руководствоваться определениями «подрыва» и «порочащей информации» из Административного и Уголовного кодексов РФ.

История прокатного удостоверения

Кадр из фильма «Да и да»
Кадр из фильма «Да и да»

Внутренний регламент Минкультуры по регулированию кинопроката когда-то интересовал исключительно кинематографистов и чиновников самого ведомства — первые по нему собирали необходимые документы для получения прокатного удостоверения (и включения картины в госрегистр), а последние проверяли наличие необходимых виз и выдавали разрешение на показ в кинотеатрах и видеосалонах и выпуск DVD.

Впервые порядок получения прокатных удостоверений оказался в центре внимания при предыдущем министре культуры Александре Авдееве: тогда в том самом государственном регистре вдруг обнаружились порнографические опыты Сергея Прянишникова с весьма фривольными названиями.

Тогда Минкультуры выходило из ситуации довольно долго — после череды судов подобная кинопродукция лишилась права на прокат и была исключена из регистра.

Последующие события связаны уже с новым составом министерства. В августе 2012-го прокатного удостоверения был лишен фильм сербского режиссера Майи Милош «Клип» — на основании закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (что, кстати, не является основанием для невыдачи удостоверения на прокат и даже не указано в соответствующем параграфе регламента). В 2014 году появился закон о нецензурной лексике, который заодно ужесточил порядок выдачи прокатных удостоверений и установил ответственность за показ картин, такого удостоверения не имеющих.

Были опасения, что это может привести к срыву ряда кинофестивалей, но Минкультуры пошло навстречу кинематографистам, и все намеченные смотры были проведены в срок.

По словам Вячеслава Тельнова, предложенная его ведомством поправка к закону, разрешающая фестивалям показ ряда видов картин без прокатного удостоверения, сейчас находится на рассмотрении в Госдуме и еще не принята.

Фактически норма нового закона была использована чиновниками ведомства лишь единожды — во время демонстрации в «Театре.doc» фильма «Сильнее, чем оружие» украинской творческой группы «Вавилон 13». Показ, проходивший 30 декабря, был прекращен сотрудниками МВД (пришедшими по сигналу о якобы заложенной в здании бомбе). Приехавший вместе с правоохранителями чиновник Минкульта Георгий Сытенко вручил представителям театра протокол об административном правонарушении и вызвал директора театра Елену Гремину для дачи объяснений.

Нельзя так просто взять и запретить «Левиафан»

Кадр из фильма «Левиафан»
Кадр из фильма «Левиафан»

Триумф «Левиафана» на зарубежных киноконкурсах неожиданно расколол российское общество. Фильм основан на сюжете библейской Книги Иова и истории американского сварщика Марвина Химейера, но действие перенесено в российскую глубинку и рассказывает о противостоянии главного героя и мэра города, который задумал построить на месте его дома церковь. Кто-то посчитал, что картина правдиво отображает отечественную действительность, а кому-то «Левиафан» показался клеветой, снятой как раз в расчете на западные кинонаграды.

Сторонники последней точки зрения, различных православных организаций, даже обратились в Минкультуры с призывом запретить прокат фильма Звягинцева (он должен появиться в кинотеатрах 5 февраля).

Правда, и министр Владимир Мединский, который поначалу отзывался о «Левиафане», мягко говоря, совсем не восторженно, смягчил свои формулировки после полученного картиной «Золотого глобуса».

Сам режиссер призвал не политизировать его фильм, и официальные представители РПЦ, видевшие картину, мнения радикалов не разделили.

Также сообщалось о том, что против проката «Левиафана» выступили власти Мурманской области (в которой и снималась лента), но потом эти сообщения были опровергнуты официально.

Фактически сейчас на прокат фильма Звягинцева может повлиять только то, что с начала января в интернете на пиратских торрент-трекерах оказалась копия картины, украденная, видимо, у одного из членов Американской киноакадемии. Но создатели «Левиафана» отказались преследовать пиратов.

Мнения режиссеров

Кадр из фильма Виталия Манского «Девственность»
Кадр из фильма Виталия Манского «Девственность»

Документалист Виталий Манский в разговоре с «Газетой.Ru» не удивился тому, что Министерство культуры предложило именно такие условия получения прокатного удостоверения:

«Можно вообще никак искусство не оценивать, а выполнять еще более одиозным образом политические и репрессивные функции — наверно, это единственное, чем нынешний министр войдет в историю».

Автор фильмов «Труба», «Николина гора» и «Родные» является руководителем крупнейшего фестиваля документальных фильмов «Артдокфест». В этом году киносмотр и сам Манский попали в немилость к Владимиру Мединскому, прямо заявившему, что режиссер «наговорил столько антигосударственных вещей», что должен сам искать финансирование для своих мероприятий.

«Минкульт теперь пытается отслеживать не только то, что делают кинематографисты, но и то, о чем они думают.

Это тотальный контроль над людьми, которые создают кинематографические произведения», — считает Манский.

При этом, полагает режиссер, «без прокатного удостоверения прорваться к аудитории становится близким к невозможному», но подстраиваться под эти «достаточно безумные», по его выражению, законы считает бессмысленным. «Нужно будет искать какие-то решения, которых у меня на сегодняшний день нет», — заключил Манский.

Режиссер Юрий Быков считает, что обсуждение такого вопроса возможно только при условии, что его будут вести сами кинематографисты. «Если это будут просто чиновники, то это неправильно с точки зрения прагматики. Они не будут объективны», — считает автор фильма «Дурак», бытовой производственной драмы, обличающей коррупцию в российской провинции. Фильм вышел в конце 2014 года и вызвал большой резонанс в обществе и .

«Если мы начнем затыкать рты людям, которые говорят то, что думают, мы дойдем до Северной Кореи. Мы же не находимся в положении войны с Западом, чтобы определять самосознание народа, как, допустим, сплачивали сознание советских людей против Гитлера, — размышляет режиссер. — Я не очень понимаю, для чего это делается. Разорвать общество на части? Может, это просто провокация?»

«Я свою страну люблю и уважаю, — резюмирует Быков, — и отношусь к ней критически потому, что хочу, чтобы в ней что-то изменилось. Ну что поделать… Если что — пойдем, значит, работать на бензоколонке или учить детей русскому языку».

Наталья Мещанинова, режиссер «Комбината «Надежда», рассказала «Газете.Ru», что считала эту новость фейком.

«Я совершенно не понимаю, что такое национальная идея и как ее можно опорочить.

По-моему, это вещь, которую опорочить нельзя в принципе. Может, и есть где-то такой угодливый кинематографист, который всегда понимает, что в каждую секунду он никого не порочит, но это совершенно невозможно представить. Пока у нас министр культуры — Мединский, я туда просто не ходок: мне деньги Минкульта не нужны», — отрезала Мещанинова.

http://www.gazeta.ru/culture/2015/01/16/a_6377873.shtml

Метки материала: , , , ,

Комментарии закрыты